Евгений Кравцов (фото: РБК-Украина)
Надежда Скляренко
журналист, специально для РБК-Украина
Новый политический сезон в Украине ознаменовался массовыми кадровыми переменами в органах государственной власти. В законодательную и исполнительную власть приходят "новые лица", которые в скором времени неминуемо "возьмутся" за крупные государственные предприятия. И начинать они будут, естественно, с менеджмента.
Вопрос эффективного управления стратегическим государственным транспортным монополистом ПАО "Укрзализныця" (УЗ) интересует едва ли не каждого пассажира. Жалобы на работу УЗ звучат со всех сторон на протяжении многих лет. Отсутствие заметных реформ, коррупция, проблемы в диалоге с бизнесом, повышение тарифов при катастрофической изношенности пассажирской инфраструктуры – далеко не все вопросы к УЗ и ее менеджменту.
Евгений Кравцов – сегодняшний руководитель "Укрзализныци", который зарабатывает в десять раз больше украинского министра, – безусловно, в курсе всех проблем. О том, есть у Кравцова перспективы остаться в должности и каковы результаты его деятельности за зарплату на миллионы читайте в материале для РБК-Украина.
Преемник рок-звезды
Евгений Кравцов в статусе и.о. возглавил “Укрзализныцю” в августе 2017 года после того, как его предшественник поляк Войцех Балчун подал в отставку и покинул пост. Он, в свою очередь, стал главой правления УЗ в июне 2016 года по итогам объявленного Кабинетом министров Украины конкурса.
До этого он был президентом польской PKPCargo (грузового департамента польских железных дорог). Но украинцам он больше всего запомнился не как эффективный топ-менеджер, а как рок-музыкант. Дело в том, что Балчун с 2007 года является гитаристом и фронтменом польской музыкальной группы Chemia.
Войцех Балчун (фото: из открытых источников)
Этот факт во многом и охарактеризовал правление Балчуна. Он подолгу отсутствовал на рабочем месте из-за многочисленных гастролей, получая при этом зарплату в 400 тысяч гривен. Тем временем предприятие ждало реформ и все глубже вязло в коррупции. Именно нарастающая критика со стороны украинского общества и привела к увольнению Балчуна.
Ожидалось, что в Кабмине учтут предыдущий опыт, и преемником поляка станет эффективный менеджер на миллионы, который оправдает высокий должностной оклад быстрыми и качественными реформами.
В 2017 году нерешенными проблемами “Укрзализныци” были изношенность колесного парка, дефицит вагонов и локомотивов, убыточность и отсталый сервис пассажирских перевозок, а также коррупция и непрозрачность освоения бюджетных средств. С этими проблемами в августе 2017 года и предстояло бороться новому главе УЗ Евгению Кравцову.
Евгений Кравцов и Владимир Омелян (фото: УНИАН)
Тем не менее после этих слов никакого взыскания к Кравцову не было применено. Он так и остался руководить компанией. Тем временем, средний возраст пассажирского вагона в Украине составляет 28 лет. Изношенность пассажирской инфраструктуры УЗ приближается к 100%, а пассажиры регулярно жалуются на катастрофические условия в поездах.
Сегодня УЗ оперирует 3 тысячами пассажирских вагонов, из которых 2 тысячи нужно попросту списать. В это время Кравцов отчитался о закупке 80 новых пассажирских вагонов в 2019 году. Это катастрофу с перевозками, естественно, не решит.
Пассажиры тем временем продолжают жаловаться на неудовлетворительные условия проезда в вагонах. Например, видят тараканов в поездах. Но для Кравцова более важным вопросом почему-то стал отказ от подстаканников.
На последних ролях в орбите Кравцова находится пригородная железная дорога, которая перевозит более 350 млн пассажиров в год, что вдвое больше межрегиональных перевозок. Она является наиболее убыточной для УЗ: ее доходы покрывают расходы лишь на 10%, а подвижный состав электричек и дизель-поездов уже полностью исчерпал эксплуатационный ресурс.
Очень дорогой руководитель
Жалуясь на дефицит средств на обновление подвижного состава, Кравцов продолжает получать в “Укрализныце” одну из самых высоких зарплат среди руководителей госпредприятий. С заработком в 807 тысяч гривен Кравцов уступает только главе “Нафтогаза” Андрею Коболеву.
В 2018 главу глава УЗ заработал 9,749 миллиона гривен при только ежемесячной зарплате в 570 тысяч гривен. В компании отказались рассказать журналистам размер премий и вознаграждений Кравцова в 2018 году, а также назвать основания их получения.
Согласно электронной декларации за 2018 год, Евгений Кравцов, а точнее его семья владеет земельным участком в Киевской области на 1715 кв.м, автомобилем Mercedes-Benz за 914 тысяч гривен, мотоциклами Suzuki за 104 тысячи гривен, и Harley-Davidson стоимостью 510 тысяч гривен.
Этим по документам владеет его жена. Сам Кравцов обладает лишь четырьмя парами элитных швейцарских часов: двумя марки Rolex и двумя Omega. На счету в “Ощадбанке” Кравцов имеет 3,6 млн гривен, а также 20 тысяч долларов и 240 тысяч гривен наличными.
***
Тем временем в новом Кабмине “затевают большую реформу железнодорожного транспорта”. Для этого создадут три независимых оператора по управлению инфраструктурой, грузовыми перевозками и пассажирскими перевозками.
Как заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий, железная дорога “из огромного монстра должна превратиться в трех симпатичных средних монстриков”. “Поэтому не должно быть двусмысленностей в управлении, должна быть полная ответственность за происходящее”, – пояснил Криклий.
Комментируя судьбу Кравцова, Криклий сказал, что он не сможет “сесть сразу на три места”, потому “надо будет выбирать”. Но говорить о каких-либо кадровых назначениях, которые произойдут наверняка, министр не готов.
Пока с Кравцовым ситуация не определена, украинцам остается лишь надеяться на то, что новая власть изучит объективно ситуацию с железной дорогой и ознакомиться с результатами менеджмента Кравцова, который стоил нам миллионы в буквальном смысле.
Источник: www.rbc.ua