Уикенд на Николаевщине: промышленный туризм, древние греки и немного адреналина
05.10.2021 18:44
Укринформ
Или каким может быть тур выходного дня в межсезонье
Короткая поездка на выходные или же часть большого путешествия по Украине в любое время года – такой отдых предлагает туристическая Николаевщина. Этот регион гости только открывают, потому что во времена СССР он не был ориентирован на туристов в отличие от соседней Херсонщины. Многие местные предприятия принадлежали к военно-промышленному комплексу, а еще в области располагались сверхсекретные военные объекты.
Теперь это преимущество, поскольку гостям предлагают уникальные туристические продукты: музей на глубине четырех десятков метров, который расскажет о ядерном оружии, и экскурсия на объекты «Южно-Украинской АЭС», Родонове озеро, каньоны и активный отдых, зеленый туризм, лес с двухсотлетними дубами посреди лесостепи, а еще здесь можно попробовать крафтовые вина, сыры, авторский шоколад и торты. Не будем забывать и об археологии с искусством. И, конечно, о талантливых людях, которые здесь живут.
"КРАСНАЯ" ЯДЕРНАЯ КНОПКА И МИКРОВОЛНОВАЯ ПЕЧЬ
На границе Николаевской и Кировоградской областей есть музей, куда едут гости со всего мира, раньше это был сверхсекретный объект. Музей ракетных войск стратегического назначения основали в 2001 году на базе реальной воинской части. Это произошло после того, как Украина потеряла ядерный статус, сократила ракетные войска, уничтожив шахты, в которых хранились ракеты с ядерными боеголовками.
«На этом месте раньше была центральная позиция ракетного полка 46-й ракетной дивизии. Ракетный полк – это одна подземная шахта, где есть командный пункт, и вокруг нее – еще 10 шахт, в которых мы прятали наши межконтинентальные баллистические ракеты, все они были с ядерными боеголовками. В Украине все шахты уничтожены, осталась только одна, которую мы покажем – в ней размещался наш подземный командный пункт. Два офицера могли с него осуществить запуск этих десяти ракет», – рассказывает наш экскурсовод, инженер Александр Сущенко. Он говорит, что только вокруг Первомайска было 9 таких ракетных полков – то есть, 9 КП и 90 шахт с ракетами, которые располагались в отдалении друг от друга. Вообще на территории страны только в Хмельницкой и Первомайской дивизиях ракеты прятали под землю, а в других были мобильные комплексы – ракеты перемещали на грузовиках и запускали прямо с машин. Кстати, о целях – куда конкретно были направлены ракеты – офицеры не знали.
Александр Сущенко
Все работники музея – вышедшие на пенсию офицеры, они в свое время здесь служили, дежурили в шахтах, обслуживали ракеты. Александр Сущенко в 1996 году начинал свою службу лейтенантом в этом полку и нес боевое дежурство на КП – был вторым номером счета запуска ядерных ракет на сверхсекретном объекте, куда сейчас приглашает гостей.
Музей уникальный. Только, как рассказывает Сущенко, в США есть нечто подобное: музей ракеты «Титан», но там, конечно, все обустроено по-другому. Говорит, что решение о том, что можно оставить одну шахту в нашей стране под музей, принимали на самом высоком уровне – тогдашние президенты США, России и Украины. Музей интересный, потому что на самом деле ядерное оружие – не только прошлое, это реальность, с которой сейчас продолжает жить мир.
«Мы стараемся показать не только те ракеты, которые были у нас, но и другое вооружение, ракеты, которые были в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, которые перемещались самолетами», – говорит Александр Сущенко.
Он отмечает, что до 1994 года у нас осталось всего 176 ракет, спрятанных в шахты, и даже с этим арсеналом Украина была третьей ядерной державой в мире после США и России.
Экскурсия разделена на три части: в помещении, на территории музея и под землей. Часть экспонатов размещена под открытым небом (самолеты, транспортно-боевой вертолет, танки, даже есть железнодорожные пути, на которых стоят вагоны-рефрижераторы, в которых перевозили ракеты, передвижной командный пункт дивизии – это колонна грузовиков с оборудованием, которая раньше постоянно перемещалась).
Особые эмоции возникают, когда спускаетесь в шахту, где раньше несли дежурство военные. Экскурсанты чувствуют, как это – ехать вниз в тесном лифте, подниматься по металлической лестнице, передвигаться по ходам под землей, слушать команды, которые звучат перед тем, как должен состояться запуск ракеты и даже «осуществлять пуск». Им рассказывают, как именно происходило дежурство, как охраняли объекты и как был организован быт. Покажут даже микроволновку тех времен, когда в обычном быту в СССР ее еще не использовали, и даже не представляли, что такое есть, а у военных она уже была «на вооружении»; еще объяснят, почему в шахте пользовались самоварами.
Среди экспонатов на улице – макет самой мощной в мире межконтинентальной баллистической ракеты «Воевода». «Ракета 15А18М непосредственно на территории Украины была в единственном экземпляре, хотя изготовляли их в Днипре (тогдашнем Днепропетровске – ред.), у нас их называли «Воевода», в США – «Сатана». Ракета уникальная, она была даже внесена в Книгу рекордов Гиннеса. Ее вес – 211 тонн, имеет дальность полета – 15 тысяч километров, то есть, она могла попасть в любую точку Земного шара, несла десять ядерных боеголовок, которые способны уничтожить такую территорию, как пол-Украины», – рассказывает Сущенко.
Собственно этот музейный экспонат раньше хранился в военном университете. "В Российской Федерации до сих пор такие ракеты несут дежурство. Но они должны будут их все достать из шахт и уничтожить до конца 2022 года, потому что продлить гарантийный срок использования ракет может только завод, который их производит, а мы разорвали все эти договоры с Россией", – говорит Александр Сущенко. Как рассказывает экскурсовод, россияне сейчас пытаются создать свой вариант такой ракеты.
Шахта командного пункта, в которую мы попадаем, имеет глубину 45 метров, в диаметре – 6. Внутри размещена конструкция КП, которая разделена на 12 отсеков, ее высота – 33 метра, ширина 3,3 метра, вес – 125 тонн. В целом эта конструкция похожа на дизельную подводную лодку. «Только лодка в вертикальном положении, а у нас – в горизонтальном и висит на амортизаторах, чтобы уменьшать колебания при возможном ядерном взрыве», – рассказывает экскурсовод. Люди находились лишь на двух нижних отсеках – на одиннадцатом офицеры дежурили, на двенадцатом – комнатка отдыха. Максимально там могли находиться в случае ядерного взрыва в течение 45 суток только шесть человек.
В музее всего около 24 тысяч экспонатов, не все, конечно, в экспозиции – их меняют, а еще привозят новые, чтобы было интересно посетителям, которые уже побывали здесь раньше. Рассказывают, что есть гости, которые приезжают сюда даже по десять раз. И это понятно – рассмотреть все экспонаты за один день невозможно. Вот еще новый-старый экспонат «с историей», он связан с АТО/ООС: в музей передали танк 1944 года выпуска, который стоял в Донецкой области в виде памятника – его боевики сняли и отправили в бой. Наши бойцы вернули этот танк и передали в музей, говорит Александр Сущенко.
Работники музея говорят, что в пятницу-воскресенье в музее бывает по десять-двенадцать групп туристов. За несколько часов, пока мы находились там, встретили не только украинцев, но и иностранных гостей – военных и гражданских.
Саджитх Абдула из Индии, работает в Саудовской Аравии. Рассказывает, что в Украине путешествовал с семьей, побывали в Карпатах. Информацию о музее ракетных войск стратегического назначения Саджитх Абдула нашел в интернете. Этот объект заинтересовал, потому что он очень любит военную тематику, особенно ракеты.
Турист из Хмельницкого Анатолий Паськов отдыхал в Николаевской области, в музей также планировал заехать отдельно: знает, что в его области тоже были подобные шахты, радуется, что хотя бы здесь сохранили такой объект.
Интересно, что шахты с ракетами расположили именно на Николаевщине из-за сейсмической стабильности в регионе. Это касается и еще одного объекта, связанного с мирным атомом – Южно-Украинской АЭС.
МИРНЫЙ АТОМ И КРАСИВЫЕ ПЕЙЗАЖИ
Локации Южно-Украинского энергетического комплекса – это пример промышленного туризма, любители которого ищут новые впечатления и исследуют фабрики, заводы, промышленные объекты.
Энергокомплекс – интересный туристический объект не только в Украине, его уникальность в том, что он состоит из трех объектов – Южно-Украинской АЭС, Александровской ГЭС и Ташлыкской ГАЭС, рассказывает начальник управления информации обособленного подразделения Южно-Украинская АЭС Александр Пелюх.
АЭС начала работу в 1982 году, тогда запустили первый энергоблок. На сегодня работает три энергоблока мощностью в тысячу мегаватт каждый, для понимания: этого достаточно, чтобы обеспечить потребность в электроэнергии всего юга Украины.
Александр Пелюх
Пристанционная площадка атомной станции, брызгальные бассейны, полномасштабный тренажер, смотровая площадка Ташлыкской ГАЭС – это стандартный маршрут для групп туристов. А вот индивидуальным посетителям предложат лишь рассказ об энергокомплексе в информационном центре «Импульс». Все экскурсии бесплатные для посетителей, надо только договориться о них заранее.
Здесь вам расскажут о городе-спутнике Южноукраинске, в котором живет 42 тысячи человек, есть 4 общеобразовательные школы, гимназия, лицей, школа искусств, Дворец культуры, спорткомплекс, информационный центр, за пределами города – оздоровительно-реабилитационный центр. На социальные объекты АЭС тратит около 140 млн гривень ежегодно.
Одна из изюминок экскурсии – посещение полномасштабного тренажера, обустроенного в недостроенном энергоблоке АЭС. «Мы с вами – рядом с недостроенным четвертым энергоблоком, после аварии на Чернобыльской АЭС строительство этого объекта было прекращено. И теперь здесь функционирует полномасштабный тренажер Южно-Украинской АЭС. Это место, где специалисты повышают свою квалификацию, проходит подготовку лицензионный персонал», – рассказывает Александр Пелюх. Главные здесь – работники, которые сами были в структуре оперативного персонала АЭС. Они рассказывают: на тренажере моделируют ситуации, которые происходят на настоящем энергоблоке, отрабатывают системы, которые затем вводятся на производстве.
Важно, что, попав в тренажерный центр, вы почувствуете себя как возле реального щита управления атомной электростанцией, поскольку они не отличаются. А еще туристам предложат здесь «остановить» реакторную установку с помощью ключа аварийной защиты. И впечатления от интерактива останутся надолго, потому что система в тренажерном зале отреагирует на такое действие соответствующими сигналами.
КРАФТОВЫЕ ВИНА ЮГА: СТЕРХ И ОЛЬВИЙСКИЕ МОТИВЫ
Экскурсии на объекты промышленного туризма можно совместить с зеленым туризмом, с посещением крафтовых производств. В Николаевской области вам, в частности, предложат местные винодельни с интересными историями.
После экскурсии в историко-археологический заповедник «Ольвия», где вы заглянете в античность, можно попробовать вино из местного винограда, например, в семейной винодельне «Ольвия Нуво» Павла Магаляса. Это хозяйство входит в Ассоциацию крафтовых виноделов Причерноморья.
Владелец приглашает журналистов осмотреть его с крыши – вокруг пейзажи на «миллион» – лиман, виноградники, «Ольвия». Спрашиваю, нет ли планов создать кемпинг и принимать туристов, приезжающих в «Ольвию». Говорит, что пока сосредоточен на вине.
Очень хочет, чтобы в заповедник из Николаева была хорошая дорога, тогда туристов станет больше, а значит – и его винодельня получит прибыль. Потому что людям, которые приезжают сюда, шутит, надо ставить памятник. А сейчас его покупатели – именно те, кто таки приезжает в "Ольвию", а также те, кому винодел отправляет заказы по почте.
Родился Павел в украинском селе в Молдове, в 16 лет переехал в Украину, учился в Мелитопольском сельхозе, стал предпринимателем в 2000-х. «Немного денег собралось – они здесь все вложены. Вот что вы видите – это наш виноград, тут всего 14 гектаров, под виноградом 10,5 гектара. В 2014 году мы его посадили. Потом заводик пристроили. Виноградники в этой местности росли всегда неплохие. Работы много, она занимает всего тебя. Я же сам из Молдовы, там вино делают все. Я его и сам делал, а так понемногу занимался, учился, оно потихоньку пришло.
С супермаркетами работать не можем – вино крафтовое, те цены, которые ставят на него, мы в них «не помещаемся». Я не понимаю, как можно за 50 гривень продать бутылку вина. Чтобы получить литр вина, нужно два килограмма винограда. Работаем на минимуме – здесь на месте продается бутылка за 100 гривень», – говорит хозяин.
В год могут производить около 30-40 тонн вина, однако наибольшее, что до сих пор делали – 10 тонн. Могут то могут, но кому вино продавать? Ориентироваться надо на внутренний рынок, приучив людей отказываться от крепких напитков в пользу вин, рассуждает винодел.
Нас угощает не только вином, но и брынзой козьей и овечьей (овцы неплохие, но как бизнесом ими не занимаются, держат для собственных нужд).
Еще один винодел Николаевщины – известный в регионе бизнесмен и политик Владимир Фалько. Его виноградники – возле озера Стерх (стерх – еще и название одного из видов журавлей). Вино производят под торговой маркой «Falcon» и на бутылках изображена птица.
Владимир Фалько
«В 2015 году мы приобрели участок площадью 18 га вместе с озером Стерх. Здесь была свалка. В озеро мы запустили малька рыбы, около 5 тонн, и сегодня у нас есть карп, белый амур, толстолобик, судак, окунь. Мы пять лет здесь ничего не вылавливали, чтобы дать вырасти этому хозяйству», – рассказывает Владимир Фалько.
Его корни – Бессарабия, Одесская область, село Граденицы, и там, если у кого дома вина нет – вызывает удивление.
«И моя бабушка в войну осталась с тремя детьми, жила с огорода, но вино всегда было. И это ее лозунг: люди придут – угостить надо. У меня много друзей по всей Украине, по миру, и мне всегда было неудобно, что у нас такой благодатный край, а мы пьем французское, итальянское, испанское вино, а свое стыдно представить, потому что оно не соответствует мировым стандартам. Поэтому решил заложить участок винограда и делать вино», – рассказывает.
Но это настолько увлекло, что вино «для себя и друзей» переросло в бизнес. Вывезли около тысячи «КамАЗов» мусора, столько же завезли чернозема – и высадили 30 сортов винограда. Все, что сделали в первый год, раздали и до конца сезона остались практически без вина. В прошлом году сделали первые 5 тонн вина, получили лицензию, все разрешения, акцизные марки. В этом году планируют изготовить уже 10 тонн. Пока, рассуждает, крафтовые производители не спешат получать лицензию, потому что «открываешь свое лицо» – и тут же пошли контролирующие органы.
Владимир Фалько рассказывает о людях, которые здесь работают: рядом есть село, в котором живут династии виноделов, виноградники они называют "мои дети". Крафтовое – это сельское вино, индивидуальное, здесь нужно проявить творчество, делятся мыслями владельцы винодельни. Сейчас здесь только начинают работать с туристами.
Как рассказала Укринформу начальник управления по вопросам туризма и курортов Николаевской ОГА Татьяна Волынец, такие экскурсии – хорошее предложение для тура выходного дня, в частности, и в межсезонье.
«Интересно сделать на таком контрасте тур, чтобы у туристов была возможность не только посетить наши промышленные предприятия, но и знакомиться с объектами зеленого туризма, историческими памятниками, с крафтовым производством, чтобы были разнообразные локации и фотозоны», – говорит Татьяна Волынец.
Татьяна Волынец
Поэтому в области нацелены именно на то, чтобы совместить промышленный туризм и посещение крафтовых производств.
Ирина Староселец, Ольга Коростелева, Николаев
Фото автора
По материалам: ukrinform.ru