Секреты карпатских трембитарей — в репортаже Укринформа с фестиваля “На Синевир трембіти кличуть!”
В воскресенье, 19 августа, на Закарпатье состоялся один из старейших фестивалей края — “На Синевир трембіти кличуть!”. Это праздник народной музыки карпатских горцев на берегу уникального горного озера Синевир, обычно завершающийся концертом с выступлением современных исполнителей, в этом году здесь “зажигала” группа “ТИК”. Но начинают его всегда трембитаннием — самым естественным музыкальным звуком среди Карпатских гор. Собственно, в этом году трембитарей на Синевире было мало — только пятеро. Вот мы и пообщались со старыми и молодыми музыкантами, умеющими играть на трембите, о прошлом и будущем традиции, которая, очевидно, под угрозой исчезновения. Мало молодежи играет, соглашаются старые музыканты, в свое время еще с трембитой за овцами на полонину ходившие. Но традиция не умрет, ведь за опытом к ним все-таки приходят. Даже девушки, которым приходится отказывать, поскольку не женское это дело — трембитать! Как и где научиться играть на трембите, что для этого нужно и сколько можно заработать — рассказали старые трембитари корреспонденту Укринформа.
“ТРЕМБІТАРІ — ТО ФІГЛЯРНІ МУЖЧИНИ!”
Первый мой собеседник — Василий Янюк из Богдана, Раховский район. Ему сейчас 68 лет, трембитает уже 35-ый год, научился этому сам, играл в оркестре народных гуцульских инструментов, сейчас чаще всего играет на фестах и каких-либо культурных оказиях в районе или области.
— Как так, что на Синевир, который на Межгорщине, зазвать едут Раховские трембитари?
— Мало трембитарей в Карпатах осталось, видите, что из Межгорья здесь трое ребят, да и нас из Рахова — двое. Традиция отходит: старые постарели, уже не могут играть, ну, а молодежь понемногу учится — но очень мало. Когда какой-то праздник — тогда идут играть.
— Трембита у меня видите, раскладная (внутри железный штырь, раскладывается на три части, — ред.), это из клуба, дома у меня такая же.
— Дорогой инструмент?
— 2500 гривен стоит, в Карпатах много мастеров, трембиты делают: их довольно хорошо разбирают на сувениры. Ну, и молодежь учится — им тоже надо. Учатся игре у нас, старших музыкантов.
— Что для этого нужно, какими качествами необходимо обладать?
— На трембите будешь играть, если заинтересован. Это надо полюбить. А принцип такой, как у игры на трубе: дуть. Но надо создавать мелодию.
— Сколько песен знаете?
— Две: “Зачую Коломию” и “Верховино, світку ти наш”.
— Скажите, а среди здешних чабанов уже совсем отмерла традиция ходить с трембитами на полонину?
— Нет, не совсем, есть еще пожилые люди, которые ходят за овцами с трембитами.
— Но ведь теперь есть мобильники?
— Да, но трембита есть трембита. На полонине утром лучше всего именно она будит!
— Жене нравится, что вы на трембите играете?
— Жена не любит, ведь она в церковь ходит. Там такого не понимают. Она бы не хотела, чтобы я с оркестром ходил, музицируя. Лучше бы у с нею дома оставался. Но я играть очень люблю, поэтому не поддаюсь.
— Скажите, а трембитари — хорошие мужья?
— Хорошие, панико, очень хорошие, ведь они "фіглярні".
ТРЕМБИТУ ВСЕГДА СЛЫШАТ И ПРИХОДЯТ НА ЕЕ ЗОВ
Иван Кокиш, 67-летний трембитарь из Рахова, играет на трембите с 10 лет, научился в четвертом классе. На фестивале он — с необычной металлической трембитой, похожей больше на удлиненную трубу.
— Это для удобства придумали, чтобы она удобна была, потому что давно когда-то телефонов не было, а с груня (вершина горы, диалектное — ред.) на грунь затрембитал — и знаешь, что делается. Но то надо было за собой носить! Поэтому и выдумали меньшую металлическую трембиту. Вот моему инструменту уже более ста лет, это еще моего прадеда. Он с ней за овцами ходил, затем перешла деду, отцу, а теперь — мне. Я, как и они, пас овец, до сих пор овец держу. Играли вечерами, когда овцы подоят, — овчарам к ужину. С утра, когда надо к стаду вставать, играли всем на работу. Так некогда было, — вспоминает старый музыкант.
— Среди пастухов на полонине того, кто с трембитой, больше уважают, не так ли?
— Но, а как же! Это ж еще и играть надо уметь. Больше всего возле овец, конечно, использовали, но трембита — это инструмент, который созывает: на работу, на ужин в долине, но и на свадьбу, на похороны, у группу… Трембиту всегда слышат и всегда слушают: идут, если она зовет.
— Как вы научились играть?
— Я научился от дяди, отца и деда — у нас в роду три брата, все трое умеем на трембитах играть.
— Только на металлической играете?
— Ум меня есть и деревянные, но большинство поотдавал в музеи — в Ужгородский скансен, в Киев, они старые, рассыхаются. Эта в старости мне лучшая, потому что легче носить, — иронизирует Иван Николаевич.
— А какая лучше звучит: деревянная или металлическая?
— Металлическая, конечно, потому что металл лучше звук дает. Это давняя цинковка, из таких желоба на дома делали.
— Много ли сейчас молодежи играет?
— Очень мало. Мои дети ни один не захотел научиться, а вот внук ходит за мной: дед, дед, научите. Радуюсь тому: как я умру, то пусть будет наследник. Смешно мне, потому и внучки просят: дидыку, научите нас играть. Но кто такое видывал, чтобы женщины на трембите играли? Им надо детей рожать, а не трембитать! Да у них вон и дрымба есть, пусть играют, — смеется Иван Николаевич.
— Что чувствуете, когда играете?
— Я чувствую, что словно молодею. Легкие у трембитарей, знаете, сильные должны быть, дышим полной грудью! Хотя бывает, что и курят трембитари — и очень часто.
— Как видите будущее трембиты: погибнет же традиция, или же и дальше в этих горах будуть трембитать?
— Не умрет, нет, не умрет трембита, ведь молодежь слабо, но все же учится играть на этом инструменте. Поэтому трембитари будут. Но, конечно, так, как наши деды играли, тут не будут играть! Я пока живу, буду учить игре на трембите. Сейчас у меня пятеро хлопцев, которые будут играть, остальные — такое… Для этого, прежде всего, надо иметь хорошие легкие и губы: должен ими чувствовать инструмент и умело управлять струей воздуха, который вдыхаешь в трембиту. Иначе ничего не получится. Ну, и еще важно: если у вас нет зубов, не будете играть.
— Сколько знаете мелодий на трембите?
— “Верховино, світку ти наш”, — начинает считать музыкант.
— Это программная вещь, я так поняла, ее все трембитари знают!
— Нет, только те, кто когда-то в оркестрах играл — я играл в оркестре при Раховском лесокомбинате. Я с этой мелодией и партийные съезды открывал в Киеве, и даже в Чернобыле играл.
— А местные мелодии, сигналы трембитные, есть какой-то их список, набор?
— Когда овцы идут с полонины вниз — то одна мелодия, такая вроде грустная, потому что уже ели гудят под ветром, грустно осенью, так: “у-у-у-у”, а птичек в лесу уже нет — улетели, вот и трембита поэтому грустно играет. А вот когда весной с овцами идешь на полонину, в лесу цветы цветут, кукушки кукуют — то и трембита веселеет, смеется, а не плачет! Она задает настроение.
— Еще знаю, что когда умирали раньше люди, на трембите играли… Тоже, наверное, печальную новту (на местном диалекте новта — мелодия, — ред.)?
— И сейчас так: дают в церкви зазвонить родственники, а еще просят и трембитаря заиграть. Часто играю за умершими. И часто зовут на свадьбы — играть, когда молодые из хаты идут в церковь венчаться, когда из сельсовета после росписи выходят.
— То есть, получается, что на трембите можно и заработать?
— Можно, — лукаво улыбается старик-музыкант, но не признается, сколько платят за такую работу. Говорит только, что скрипач — несопоставимо больше.
КОГДА ТРЕМБИТАЕШЬ В ГОРАХ, ОЩУЩЕНИЯ — НЕ ПЕРЕДАТЬ!
Под конец трембитари знакомят меня с Василием Сопко. Легиню 28 лет, это молодой музыкант — скрипач, трембетарь. Он, говорят, не только эту дедовскую традицию перенял, изучил и дает ей дальше жизнь, — он местная звезда: на билбордах со своей трембитой по всему Закарпатью вместе с Виктором Бронюком (нынешний хедлайнер фестиваля “На Синевир трембіти кличуть!”) на фестиваль на Синевир приглашают. Сегодня Василий, правда, без трембиты, потому что нужен был скрипач в группу троистых музык. Прежде всего в разговоре молодой музыкант Василий Сопко напоминает мне еще один бенефис местных трембитарей: недавно, говорит, играли для самого Президента на открытии нового Бескидского тоннеля.
— Трембита — мало того, что символ Карпат, это еще столь мощный звук, если играешь в горах: не передать! — говорит молодой трембитарь. — Когда хорошая погода и ветер дует в нужном направлении, ты можешь действительно на все горы передать трембитой — то радость, то печаль. Что у тебя за событие произошло — от этого зависит. Я пробовал в горах играть, это непередаваемое ощущение. Правда, если дождь или туман, то звук совсем не идет.
Фестиваль “На Синевир трембіти кличуть!” — один из старейших на Закарпатье. Впервые его провели в 2002 году. На фестивале все желающие могли испытать себя в игре на трембите. Межигорске и раховские трембитари с радостью рассказывали об этих музыкальных инструментах- и давали практические советы, как их освоить.
Справка. Трембита — украинский народный духовой мундштуковый музыкальный инструмент. Имеет вид деревянной трубы без вентилей и клапанов, длиной от 2,5 до 8 метров. Диаметр — около 30 мм, увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется деревянный, роговой или металлический мундштук (дульце, пищик).
Согласно древней гуцульской традиции, трембиту надо изготавливать из молнии, то есть дерева, в которое попала молния. Считается, что такая трембита звучит лучше. Возраст дерева должен быть 120-150 лет.
Считается, что трембита — это чисто гуцульский инструмент. Но известно, что бойки также пользовались трембитами. Правда, конструкция бойковской трембиты — «трумбеты» — несколько отличается от гуцульской.
Татьяна Когутич, Ужгород
Фото Екатерины Ирхи и автора
По материалам: www.ukrinform.ru