В городке на Тернопольщине действуют рядом два центра – религиозный и истории развития космонавтики. И живут они сегодня, совершенно не противореча друг другу
Городок Почаев на Тернопольщине известен, прежде всего, Свято-Успенской лаврой, монастырем, который вот уже почти 500 лет известен в христианском мире как место многотысячных паломничеств верующих отовсюду.
А в нескольких сотнях метров от лавры есть еще одна особенное здание, часть которого в некоторой степени тоже касается неба, в конце концов, места и роли человека в познании Вселенной. Речь идет о Почаевском историко-художественном музее, в частности, о его космической экспозиции в отдельном зале «Человек и космос».
Накануне сегодняшнего Международного дня полета человека в космос корреспондент Укринформа имел возможность попасть в этот недавно отреставрированный зал, который раскрывает перед любознательными посетителями много интересного о космосе и тех, кто там уже побывал.
СОВЕТСКАЯ “АЛЬТЕРНАТИВА” ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ
Вспоминаю, как еще где-то в середине 70-х мне впервые довелось посетить музей в Почаеве. Вместе с корреспондентом журналов «Человек и мир» и «Наука и религия» тогда рассматривали экспонаты комнат, названных «Музеем атеизма». Понятно, что такое заведение в Почаеве появилось неслучайно. Это была такая себе альтернатива культовому сооружению, которое возвышалось на Почаевской горе. Ведь музей был элементом «контрпропаганды». Мол, да, есть лавра, куда ходят темные, забитые бабки, а вот здесь, в музее, каждая вещь вам расскажет, что в космосе были космонавты и никого там не видели.
И ездили сюда целые делегации во главе с парторгами из тернопольской глубинки, и одухотворенно-возвышенно заходили сюда со своими единомышленниками комсомольские вожаки для проведения «мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию» молодежи, исходя из решений очередного съезда КПСС. А для того, чтобы такие «мероприятия» были более убедительными, и молодые, и уже опытные агитаторы и пропагандисты вели свои профилактически-познавательные беседы на темы «Бога, науки и человека» на фоне впечатляющих космических экспонатов, которыми не мог похвастаться ни один другой провинциальный музей.
Не уверен, что местные контрпропагандисты во время лекций, атеистических бесед и встреч сумели убедить кого-то в том, что “пора сбросить пелену со своих глаз и не надо верить в разные там религиозные мифы”. Однако и до сегодня остались нам в музее довольно интересные, оригинальные экспонаты, которые вместе с дополнением последних лет стоят того, чтобы о них рассказать.
КРЕСЛО-КАТАПУЛЬТА И МАКЕТЫ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ
Многолетний научный сотрудник Почаевского историко-художественного музея Рита Квач рассказывает, что в этом году музею исполняется 60, а первые экспонаты для космической экспозиции начали собирать еще в 80-х годах прошлого века.
– Экспозиция этого зала пользуется большой популярностью, – говорит Рита. – Особенно много здесь бывает школьников. Их интересует все: и модель земного шара, и настоящее амортизационное кресло из космического корабля, предназначенное для облегчения восприятия космонавтом перегрузок. Вот видите, оно имеет специальный силовой каркас, амортизаторы. Кресло в космическом аппарате было установлено под углом 78 градусов. Такой угол оптимальный между линией перегрузок и линией спины. Здесь же – макеты космических кораблей.
– Добавлю, что макеты достаточно больших размеров.
– Да, например, первый искусственный спутник воспроизведен в натуральную величину, корабли «Восток», «Союз», «Прогресс», орбитальных станций «Салют – 6» и «Мир» – в масштабе 1:10, модель «Луноход – 2» лишь вдвое меньше настоящих размеров.
– Я так понимаю, что эти образцы изготовлены не в кустарных условиях, а с соблюдением абсолютной подлинности оригиналов. Каждое из этих изделий наверняка дорогостоящее?
– Скажу только одно, что в то время, когда изготавливались такие макеты, их стоимость достигала стоимости легкового автомобиля, – комментирует музейный работник.
ОДЕЖДА ДЛЯ КОСМОНАВТА: ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЫШЦ И ВЫХОДА В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС
– В экспозиции музея – разные скафандры, – расскажите о них, – обращаюсь к моему экскурсоводу Рите Квач.
– Действительно, у нас есть несколько таких оригинальных экспонатов.
Это, прежде всего, гидрозащитный костюм, легкий скафандр типа «Пингвин», полетный скафандр летчика-космонавта Владимира Ляхова.
– Это не макеты?
– Нет, это все оригинальные вещи.
– Одна из них имеет несмного странное название – «Пингвин»…
– Такой костюм-скафандр был специально сконструирован для дополнительной нагрузки тела космонавта во время длительного пребывания в космосе. Внутри есть специальные разнонаправленные резинки и чтобы сделать то или иное движение, космонавту надо было эти резинки с усилием растянуть, тренируя определенные группы мышц, что очень необходимо в условиях невесомости. А еще – такой костюм используют и на земле, в реабилитационных медицинских центрах, в которых космонавты чем-то напоминают пингвинов, поэтому такое название.
– Рядом – скафандр с перчатками, обувью.
– Да, это полный комплект скафандра, в котором создается определенный микроклимат для космонавта. Трубки с дыхательной смесью обеспечивают нормальное дыхание, специальная система терморегуляции создает нормальную для тела температуру. Скафандр, как и кабина корабля, защищает от пониженного давления, от излучений.
– Такая себе автономная система жизнедеятельности.
– Именно. Скафандр оснащен всем необходимым для жизни как в самой кабине, так и за пределами космического корабля. Кстати, я уже говорила, что у нас есть именной скафандр космонавта Владимира Ляхова. Напомню, он три раза выходил в открытый космос в скафандре, специально сделанном на свинцовой основе для защиты от радиации.
ЧТО НРАВИТСЯ В КОСМОСЕ?
– На отдельном стенде – образцы «космической еды». Чем же питаются астронавты?
– Замечу, что во время первых полетов особых требований к питанию космонавтов не было. Тогда полеты длились недолго и, главное, что требовалось – обеспечить космонавта на этот небольшой период пребывания в космосе оптимальным количеством калорий и витаминов. Поэтому им выдавались специально разработанные тубы с гомогенизированными первыми и вторыми блюдами, соками.
– Но со временем ситуация изменилась?
– Да, для более длительного пребывания в космосе необходимая пища для космонавтов должна была быть максимально питательной и полезной, сохранять определенную консистенцию и долго не портиться. Специалисты пришли к выводу: если высококалорийную еду замораживать, а потом резко подвергнуть сушке при очень высокой температуре, то такие продукты становятся намного легче по весу, не теряя при этом питательных веществ.
– Именно такая еда и содержится в этих тубах и пакетах?
– Да, еда упаковывается и в пластик, и в специальные алюминиевые баночки, тубусы. Попутно отмечу, что уже много лет действует утвержденный специалистами перечень продуктов для космонавтов, даже разработаны специальные разнообразные меню с учетом личностных вкусовых предпочтений исследователей космоса.
В ЗНАЧКАХ, ЖИВОПИСИ И МЕМУАРАХ
– В зале космонавтики, кроме больших макетов космических аппаратов, настоящих скафандров и другой космической утвари, необходимой в космосе, есть и достаточно миниатюрные экспонаты – значки.
– И объединяет их одна тема – «Человек и космос». По сути, в этой коллекции значков, которых здесь около полутысячи – почти вся история космонавтики. Собирали их на протяжении не одного десятилетия, многие дарили нам, привозили из разных уголков мира. А первый значок датирован 1957 годом.
– Кроме них, здесь органично вписались художественные произведения.
– Сам зал расписала художник Валентина Симащук, но мы имеем серию картин известных художников. Среди них – произведения Евгения Удина, Ярослава Емельяна, других художников. Есть здесь и гобелен ручной работы, посвященный полету советско-болгарского экипажа Н. Рукавишникова и Г. Иванова. Среди особо ценных материалов – книга с автографом первого украинского космонавта Леонида Каденюка, к сожалению, ныне покойного. Есть здесь и его воспоминания о подготовке к полету в космос и о самом полете. Уже достигнута договоренность о том, что в зале космонавтики получим образец лунного грунта, приобретем еще несколько макетов спутников, макет Луны. Одним словом, с развитием космонавтики наш музей будет пополняться новыми, оригинальными экспонатами, которые рассказывают об извечной мечте человека – познать космос, – завершает свою небольшую экскурсию по залу космонавтики научный сотрудник Почаевского музея Рита Квач.
Вот так в небольшом городке на Тернопольщине и действуют рядом два центра – религиозный и истории развития космонавтики. И живут они сегодня абсолютно без взаимных претензий, не противореча друг другу. Потому что все в этом мире связано – религия, наука, космос и человек, как частичка всего этого.
Олег Снитовский, Тернополь
Фото автора
По материалам: www.ukrinform.ru