«Розовый город» Ереван: коньяк с «женскими» ножками и своя кремниевая долина
23.11.2021 15:38
Укринформ
Рассказываем, куда пойти в Ереване, где обучают будущих айтишников и почему легче подняться на гору Арарат, чем из подвалов «Арарата»
ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ ЦВЕТЕ
Фото: evnmag.com
По паспорту Ереван старше Рима, но умело маскируется под молодой и современный мегаполис. Все благодаря изюминке города – розовым зданиям, построенным из вулканического туфа. Даже привычные нашему глазу хрущевки смотрятся наряднее в розовом цвете. Кстати, насчитывается почти 39 оттенков туфа: от угольно-черного до ослепляюще-белого. Встречается даже любимый армянами абрикосовый.
Задумывался город в форме амфитеатра, утопающего в зелени. Когда-то Ереван, наряду с Киевом, сражался за звание самого зеленого уголка планеты, но в 90-е ереванцам пришлось особенно тяжело: люди выживали без тепла и электричества, и, чтобы согреться, массово вырубали деревья, так город постепенно облысел и до сих пор не нарастил былую «шевелюру».
Еще одна фишка столицы – Каскад, помпезная лестница из молочного травертина. Подняться на него должен каждый, кто приехал в Ереван. А это ни много ни мало 675 ступеней вверх (для ленивых предусмотрен эскалатор) на смотровую площадку, откуда открывается вид на весь город и, если повезет, Арарат.
Но сперва стоит задержаться у подножья, здесь стоят, сидят и даже лежат работы известных скульпторов: Ботеро, Флэнагана, Гуха и Чедвика. Чего стоит только обнаженная и бодипозитивная дама с папиросой.
Ну, а если захотите взглянуть на первые китайские комиксы или миниатюрный Коран, тогда Матенадаран, музей древних рукописей, для вас. Это настоящая сокровищница старинных манускриптов и книг. Почти все они не утратили своих красок, несмотря на почтенный возраст. Здесь хранятся 20 тысяч экземпляров. Правда, выставлен всего один процент из коллекции.
На блошином рынке в Ереване можно потеряться на полдня, рассматривая серебряные кольца ручной работы, старинные джезвы, шкатулки и барабаны. «Это как ваш Андреевский спуск»,- объясняют местные, только на равнине.
КУЗНИЦА АЙТИШНИКОВ
Фото: TUMO
Есть в Ереване и своя тинейджерская кремниевая долина, а точнее парк, сердце которого – центр креативных технологий TUMO. Назван он в честь именитого армянского поэта и прозаика Ованеса Туманяна. В Армении каждый ребенок знает его сказки. «Хотя прошло уже десять лет, мы до сих пор получаем звонки от людей, которые спрашивают: как можно было сократить фамилию великого поэта, это как Пушкина назвать Алексом. Но мы абсолютно уверены: если бы Туманян узнал, что у него такой хороший никнейм от детей, он был бы счастлив», – рассказывает глава отдела коммуникаций Центра креативных технологий Зара Будагян.
Это первый центр во всем мире и штаб-квартира сети TUMO, как армянской, локальной, так и международной. Основатели и главные доноры проекта – бизнесмены армянского происхождения из Техаса Сэм и Сильва Симонян – решили наделить армянских подростков «суперсилой» – умением ориентироваться в современном мире технологий.
Здесь нет учителей и оценок, а вместо парт – тумомобили – мобильные рабочие места, которые крепятся к потолку «пуповиной» с кабель-каналами.
Программа обучения также уникальна и состоит из сессий для самостоятельного обучения, воркшопов и проектных лабораторий. Направления самые разные: от кинопроизводства и программирования до графического дизайна и анимации.
Гостями TUMO в разное время были сильные мира сего: все президенты, когда-либо гостившие в Ереване, обязательно посещали креативное пространство. Отметились здесь и Канье Уэст, Джон Малкович, Джордж Клуни.
Фото: TUMO
Обучение – принципиально бесплатное. Но как это удается? «В общей сложности на парк и здание было потрачено около 60 миллионов долларов. Только два этажа используются под TUMO, остальные – это бизнес-центр, фактически мы сдаем помещения айти-компаниям, самым успешным и популярным в Армении. Аренда полностью покрывает расходы в Ереване», – объясняет Зара Будагян. И, правда, несколькими этажами выше расположился офис платформы PicsArt. Да, она тоже армянская!
По словам министра высокотехнологической промышленности Ваагна Хачатуряна, IT-сектор — один из самых динамично развивающихся в стране. Сейчас он составляет уже больше 2% от размера ВВП.
ВКУС АРМЕНИИ И НЕВИННЫЙ СЕКСИЗМ
Во время Ялтинской конференции в феврале 1945 года Сталин угостил Черчилля армянским коньяком. Британский премьер оценил крепкий напиток да так, что после этого ежедневно баловал себя рюмочкой-другой. Как-то Черчилль отметил, что вкус несколько изменился. Оказалось, что главного технолога Ереванского коньячного завода Маркара Седракяна сослали в Одессу, а вместе с ним и секрет создания нужного купажа. Чтобы спасти вкус армянского коньяка, Седракяна вернули и восстановили в должности.
Интересно, что в Европу и Америку продукт экспортируют как «армянский бренди». Название «коньяк» сохранилось при поставках в постсоветские страны.
Выдерживают коньяк в дубовых бочках, небольшая часть всегда испаряется. Эти 4-5% называют «долей ангелов». Дерево привозят из разных регионов страны, но самым лучшим дубом считается Карабахский. Чтобы стать бочкой, дереву должно быть не меньше 80-ти лет.
Пить коньяк – целое искусство: бокал держим в левой руке, ближе к сердцу, чтобы отдать всю энергию благородному напитку. Затем разогреваем двумя ладонями, от температуры коньяк лучше раскрывается. По правилам, наливаем примерно 30 граммов: если перевернуть бокал на бок, коньяк не должен проливаться. От вращения появляются разводы, французы называют их женскими слезами или женскими ножками. Берем самую верхнюю на мушку и начинаем считать: за сколько секунд «слеза» стекает по стенке, примерно столько лет вашему напитку. Но не стоит увлекаться, ведь, как писал Максим Горький: «Легче подняться на гору Арарат, чем из подвалов «Арарата».
Кстати, сегодня в Ереване есть два коньячных завода, бывших когда-то единым организмом. Сейчас их разделяет мост, который в народе прозвали «алкогольным». Одним с 1998 года владеет французская компания Pernod Ricard, второй принадлежит местному олигарху – Гагику Царукяну.
В отличии от коньяка, вино в Армении считается женским напитком. Сейчас власти активно борются с таким стереотипом, запуская маскулинную рекламу. По подсчетам замминистра экономики Армана Ходжояна, в Армении ежегодно производят 12 миллионов литров вина и 43 миллиона литров коньяка.
Послевкусие
Говорят, съездить в Ереван – все равно, что побывать в гостях у любимой бабушки: тебя окутают заботой и ни за что не оставят голодным. Армянское гостеприимство безгранично, как и гордость за свой народ. «Передайте, что мы ждем украинцев». Передаю.
Наталья Овдиенко, Киев-Ереван-Киев
По материалам: ukrinform.ru