Если бы не советский режим, ее мог бы восстановить канадский потомок настоятеля
На протяжении нескольких десятков лет местные жители пересказывают друг другу истории о таинственной святыне, которую в послевоенные годы хотели взорвать, но побоялись. Если бы не советский режим, ее мог бы восстановить канадский потомок настоятеля. Сегодня Церковь Успения Пресвятой Богородицы не “приписана” ни к одной епархии, в ее истории есть много пробелов, а грань между мифами и правдой — практически стерлась.
Запорожская область, Ореховский район, село Новояковлевка – новая Точка на карте находится именно тут.
РЕПРЕССИРОВАННЫЙ БАТЮШКА
Google не знает об этой церкви практически ничего. Первые упоминания о ней датируются 1898 годом, тут правили службу до 1922 года. Первым и последним священником был Павел Писаренко. И это все, что можно найти в сети об этом храме.
Мы узнали о нем от местного жителя — Николая Лозового. Несколько лет он расспрашивал у старожил о таинственной церкви, искал информацию в архивах. Говорит, что хотел бы найти деньги и восстановить храм.
«Село Новояковлевка основано в 1861 году. Церковь построена примерно в 1900 году. Ее строил Павел Викторович Писаренко. Он же был первым и единственным настоятелем. Его супруга — Надежда Ивановна — работала учителем математики в церковно-приходской школе, которая была возведена рядом с церковью. Они строились в одно время», – говорит директор Новояковлевской общеобразовательной школы Ореховского района Геннадий Левченко.
В 2000-м году, когда он собирал информацию к 100-летию школы, к нему в руки случайно попали семейные фотографии Писаренко. Долгие годы они хранились у тогдашней начальницы районного управления капитального строительства Татьяны Белич.
Геннадий Левченко
«Она дала мне несколько фотографий, я сделал копии. Тогда технические возможности у сельской школы были не такие, как сейчас. Потому сделали пару копий и фото отдал обратно. Недавно вспомнил, что у Белич были большие снимки, вообще много фотографий было. Хотел попросить, но оказалось, что все фотографии она отдала какой-то родственнице настоятеля, а та умерла. Потомкам снимки оказались ненужны, вот так мы их и потеряли», – рассказывает Геннадий Левченко.
В 1917 году Павел Писаренко был репрессирован. Его семья выехала в Канаду.
НЕМЕЦКИЙ КОРРЕКТИРОВЩИК НА ЦЕРКОВНОМ КУПОЛЕ
Какой была роспись на стенах, какие иконы висели в храме, как выглядел купол и колокольня — сегодня не знает никто. Местные жители говорят, что в Михайловском районе, в селе Веселянка была точная копия этой церкви. Но в послевоенные годы ее восстанавливали, перестраивали и сейчас ее вид далек от того, каким был 100 лет назад.
«Когда стоили церковь в Новояковлевке, то жители соседних сел приносили яйца. Их добавляли в цемент, чтобы стены крепче были», – говорят местные жители.
И стены получились, действительно, крепкими. В 40-е годы, через село проходила линия обороны. Церковь находилась на самой высокой точке села, этим и воспользовались немцы. На церковной колокольне расположился немецкий корректировщик, у которого как на ладони была вся Новояковлевка и ближайшие села.
Следы обстрелов хранит, как напоминание о прошлом, школа. На стене (в старой части школы, той что когда-то была церковно-приходской) отчетливо видны воронки от пуль. Но и школа, и церковь устояли. Село освободили в 1943 году, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
ТАИНСТВЕННОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ
«Церковь очень сильно пострадала во время войны. До 80-х годов тут был амбар. Бывший районный архитектор рассказывал, что как только он приехал сюда на работу, получил от партии задание: составить акт, что церковь находится в аварийном состоянии и ее нужно снести. Он приехал, посмотрел на церковь и отказался писать про аварийное состояние. Сказал, это была бы неправда. На тот момент там было зернохранилище. Тогда храм решили взорвать. Но оценив силу взрыва сказали: «Полсела ляжет, а церковь стоять будет». Решили растянуть своды тракторами», – делится воспоминаниями сельская голова Новояковлевского сельсовета 1991-2010 года Лариса Прокопенко.
Лариса Прокопенко
Растаскивать тракторами стены церкви хотели в 1983 году. Лариса тогда была в декрете, жила рядом с церковью и видела это лично. По ее словам, с колхоза пригнали несколько гусеничных тракторов, в стены забили штыри и принялись растаскивать.
«Трактора зарывались в землю, а церковь стояла. Хотели разобрать изнутри, но побоялись, что людей привалить может», – говорит бывшая сельская голова.
Церковь уже была без икон. Никто не знает куда и когда они исчезли: одни говорят, их разворовали местные жители, другие рассказывают легенды о кладе, который все эти годы хранится под церковью.
Жители села говорят и о таинственных ходах, которые ведут от церкви к ставку и даже до соседних сел. Мол, ходы вели аж до Камышевахи — 12 км от Новояковлевки.
«Мой сын, когда ребенком был, лазил в этих подземельях. Да все дети тогда там лазили. Ход точно был от церкви до ставка. Сбоку церкви и сейчас видно в него вход. Рассказывали, что в церкви должно было быть бомбоубежище и потому добраться до него можно было с разных сел, через подземные ходы», – рассказала местная жительница Лидия Терентьевна.
УТОПЛЕННЫЙ КОЛОКОЛ
Пять лет назад церковью заинтересовались «черные археологи». Они вырыли яму, глубиною 5 метров.
«Они искали информацию в архивах, просканировали землю и вроде как нашли прямоугольный предмет под центральным куполом. Копали по ночам. Не знаем, нашли или нет клад, о котором легенды ходят, но копать перестали», – говорит Лариса Прокопенко.
Сегодня от когда-то величественной церкви остались только стены. Если присмотреться, то на них можно увидеть крошечные остатки сине-красной росписи. Заложенные кирпичами окна, арки, на месте алтаря выросли кустарники. Сегодня сложно представить, как выглядела 118 лет назад эта церковь. Говорят, информация об архитекторе и фотографии хранятся в питерском архиве. А еще говорят, что колокол с той самой колокольни, на которой сидел немецкий корректировщик лежит на дне ставка. Его пытались вывезти зимой, но лед не выдержал и проломился, колокол ушел под воду, а со временем его занесло илом. Эта история настолько часто звучала в селе, что сегодня никто уже и не вспомнит – правда это или миф.
***
В конце 70-х — начале 80-х из Канады в Новояковлевку приезжал потомок того самого настоятеля Павла Писаренко. Он хотел восстановить церковь, но тогда об этом даже думать было запрещено. Сегодня восстановить уникальный храм хотят местные жители, но у громады таких денег нет. Вся надежда на то, что потомки Писаренка вновь вернутся в Новояковлевку спустя полстолетия…
Или же время возьмет свое, и храм, который пережил революцию и войну, не сможет устоять перед человеческим равнодушием, тогда его стены не нужно будет растягивать тракторами – они сдадутся сами.
Ольга Звонарева, Запорожье
Фото Дмитрия Смольенко
По материалам: www.ukrinform.ru